Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фейербах людвиг

Энциклопедический словарь

Фе́йербах Людвиг (1804-1872), немецкий философ. Первоначально последователь Г. В. Ф. Гегеля, затем (1839) подверг его критике с позиций «антропологической» философии, в центре которой - человек, трактуемый как «чувственное», эмоциональное и любящее существо. В основе этики - любовь как диалог «Я» и «Ты». Религию истолковывал как самоотчуждение человека, проекцию его желаний. Оказал влияние на левое гегельянство и К. Маркса. Основные сочинения: «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1851).

* * *

ФЕЙЕРБАХ Людвиг - ФЕ́ЙЕРБАХ Людвиг (1804-72), немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха - человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид (см. Антропологизм (см. АНТРОПОЛОГИЗМ)). Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого - чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Основные сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1851).

Большой энциклопедический словарь

ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804-72) - немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха - человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид (см. Антропологизм). Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого - чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством "религии любви" (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Основные сочинения: "К критике философии Гегеля" (1839), "Сущность христианства" (1841), "Основы философии будущего" (1843), "Сущность религии" (1851).

Энциклопедия Кольера

ФЕЙЕРБАХ Людвиг (Feuerbach, Ludwig) (1804-1872), немецкий философ-гуманист, идеи которого повлияли на становление взглядов К.Маркса. Родился 28 июля 1804 в Ландсхуте (Бавария) в семье видного юриста - Пауля фон Фейербаха. Учился в городской гимназии, в 1823 поступил в Гейдельбергский университет на теологический факультет. Неудовлетворенный качеством преподавания в Гейдельберге, продолжил учение в Берлине, где слушал лекции Гегеля и на долгие годы стал его последователем, а окончил учебу на естественнонаучном факультете в Эрлангене. Позднее писал об этом периоде: "Я променял теологию на философию. Вне философии нет спасения... Я бежал от общества богословов, и теперь в числе моих друзей такие умы, как Аристотель, Спиноза, Кант и Гегель". В 1828, защитив диссертацию О едином, всеобщем и бесконечном разуме (De ratione una, universali, infinita), Фейербах получил должность приват-доцента Эрлангенского университета, преподавал метафизику, логику и историю философии. После анонимной публикации скандальных Мыслей и смерти и бессмертии (Gedanken ber Tod und Unterblichkeit, aus den Papieren eines Denkers nebst einem Anhang theologisch-satirisch Xenien, 1830), в которых он отрицал истинность представлений о загробной жизни и личном бессмертии, Фейербах был уволен с должности и более не мог продолжить академической карьеры, хотя опубликовал в дальнейшем ряд значительных произведений, в частности труды: История новой философии от Бэкона до Спинозы (Geschichte der neuern philosophie von Bacon von Verulam bis Benedict Spinoza, 1833), О Лейбнице (Darstellung, Entwicklung und Kritik der Leibnizschen Philosophie, 1837), О Пьере Бейле (Pierre Bayle. Ein Beitrag zur Geschichte der Philosophie und Menschheit, 1838). Впоследствии, в течение четверти века, жил вдали от немецких культурных и академических центров - в деревне Брукберг (Тюрингия), однако при этом сотрудничал с философскими журналами - "Галлескими ежегодниками по вопросам немецкой науки и искусства" ("Hallische Jahrbcher fr deutsche Wissenschaft und Kunst") и "Ежегодниками по вопросам научной критики" ("Jahrbcher fr wissenschaftliche Kritik") (т.н. "Берлинскими ежегодниками"), в которых публиковал яркие рецензии. Преследовался цензурой, в частности, запрету подверглись его книги О философии и христианстве (ber Philosophie und Christentum, 1839) и Предварительные тезисы к реформе философии (Vorlufige Thesen zur Reform der Philosophie, 1842), где он развивал идеи о том, что "вера в Христа есть вера в человека", поскольку "Христос был человек". Известен тезис Фейербаха: "Человек человеку Бог". Новый этап в идейном развитии Фейербаха наступил после 1839, когда он написал К критике философии Гегеля (Zur Kritik der Hegel'schen Philosophie, 1839) и свою самую известную работу - Сущность христианства (Das Wesen des Christentums, 1841), в которой обрушил всю тяжесть материалистической и, следовательно, атеистической критики на христианские воззрения и развивал новую "религию любви". "Верить ты можешь без подтверждения исповедания своей веры делом, - писал он, - ведь верой ты обладаешь только для самого себя, любить же ты не можешь без исповедания своей любви, не обнаруживая ее, не реализуя ее, ибо любовью ты обладаешь не для себя, но для других". "Что это за умонастроение, что это за религия - религия любви? Это такое умонастроение, при котором человек в любви находит покой для своей души, разрешает загадку своей жизни, достигает конечной цели своей жизни, таким образом, обретает в любви то, что христианин искал в вере помимо любви". "К чему сводится мой принцип? К Я и к другому Я, к "эгоизму" и к "коммунизму", ибо и то и другое так друг с другом связаны, как голова и сердце. Без эгоизма у тебя не будет головы, без коммунизма - сердца". Перу Фейербаха принадлежат также труды - Писатель и человек. Ряд юмористически-философских афоризмов (Abaelard und Heloise, oder der Schriftsteller und der Mensch. Eine Reihe humoristisch-philosophischer Aphorismen, 1934), Основные положения философии будущего (Grundstze der Philosophie der Zukunft, 1843), Сущность религии (Vorlesungen ber das Wesen der Religion, 1845), Теогония (Theogonie nach den Quellen des classischen, hebrischen und christlichen Altertums, 1857) и др. Под конец жизни мыслитель впал в нужду, переселился в окрестности Нюрнберга, заинтересовался идеологией марксизма и социализма и за два года до смерти вступил в социал-демократическую партию. На связь идей Маркса с идеями Фейербаха указывает ряд общих мест. Например, у Фейербаха мы читаем: "Моим первым желанием было сделать философию общечеловеческим делом. Но кто однажды вступает на этот путь, неизбежно приходит в конце концов к тому, чтобы сделать человека предметом философской деятельности и отринуть самое философию, так как она только потому станет общечеловеческим делом, что она перестанет быть философией. Когда-то целью жизни для меня было мышление, теперь же жизнь является для меня целью мышления. Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей". Сходные идеи развивал и Маркс в известных "Тезисах о Фейербахе" (1845). Умер Фейербах в Рахенберге близ Нюрнберга 13 сентября 1872.

ЛИТЕРАТУРА

Фейербах Л. Сочинения, тт. 1-2. М., 1955 Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в 3-х томах. М., 1967

Афоризмы

Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 - 1872)

Немецкий философ-материалист, атеист.

Афоризмы, цитаты -

Фейербах Людвиг - биография (Feuerbach)

Жизнью следует наслаждаться как превосходным вином, глоток за глотком, с передышкой. Даже лучшее вино теряет для нас всякую прелесть, мы перестаем его ценить, когда пьем как воду.

Всякий есть что он ест.

Где появляются глаза и руки, там исчезают боги.

Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других.

Настоящие писатели - совесть человечества.

Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить - одно и то же.

Именно самые простые истины человек постигает позже всего.

Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека.

С книгами бывает то же самое, что и с девицами. Самые лучшие, самые достойные залеживаются. Но в конце концов является человек, оценивший их и извлекающий их из мрака неизвестности к свету прекрасной деятельности.

Чтобы познать человека, нужно его полюбить.

Ничем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем.

Там, где прекращается желание, прекращается и человек.

Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого.

Полезные сервисы

фейербах людвиг - биография

Афоризмы

Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 - 1872)

Фейербах Людвиг (Feuerbach)

Биография

Немецкий философ-материалист, атеист. Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804, Ландсхут, Бавария (Германия), в семье знаменитого немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха (основателя теории психического принуждения или теории устрашения в учении о наказании). Окончив местную гимназию, в 1823 поступил на теологический факультет Гейдельбергского университета, где изучал богословие у гегельянца Дауба. Переехав в Берлин, Фейербах поступил в Берлинский университет, стал посещать лекции Гегель (Hegel). В 1828, по окончании Берлинского университета, в Эрлангенском университете защитил диссертацию "О едином, всеобщем и бесконечном разуме". После защиты диссертации Фейербах стал приват-доцентом Эрлангенского университета, где с 1829 читал курс "гегелевской философии" и истории новой философии. В 1830 был навсегда лишен права преподавания. Причиной послужила книга "Мысли о смерти и бессмертии", отвергавшая идею бессмертия души, опубликованная анонимно и конфискованная после установления авторства. В 1848 являлся депутатом франкфуртского Национального собрания, но в политической жизни активного участия не принимал. В 1836 женился и в течение 25 лет почти безвыездно жил в деревне Брукберг, где жена его была совладелицей небольшой фарфоровой фабрики. В 1859 фабрика обанкротилась и Фейербах переселился в Рехенберг. В 1870 вступил в социал-демократическую партию. Последние годы жизни прошли в жестокой нужде. Умер Людвиг Фейербах 13 сентября 1872 в Рехенберге недалеко от Нюрнберга (Германия). Сперва являлся представителем крайней левой школы Гегелевой философии, с 1839 стал сторонником материализма, антропологизма и гуманизма.

Среди работ Людвига Фейербаха - "Мысли о смерти и бессмертии" (1830, опубликованы анонимно; отвергал идею бессмертия души), "История новой философии от Бавона до Спинозы" (1833, 1 том по история философии XVII века, 2 том - 1837, 3 том - 1838), "К критике философии Гегеля" (1839), "Философия и христианство", "Сущность христианства" (1841), "Основы философии будущего" (1843), "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842), "Сущность религии".

Полезные сервисы